Голубь — символ мира
Тот факт, что голубь (вообще-то голубка, но поди разбери!) в современной семиотике (наука о знаковых системах) стал символом мира, – это очевидный исторический ляп. Голубь – птица агрессивная и наглая. Должно быть, кто-нибудь замечал: на асфальте рассыпано немерено крошек, а голуби, тем не менее, затевают драку за корм.
Избранию этих прожорливых бестолочей в качестве олицетворения мира люди обязаны мифологии.
Началось все, пожалуй, с древнего Рима. Голубки как существа, склонные к безудержному размножению, справедливо считались венериными питомцами. Так вот, по легенде эти птицы однажды свили гнездо в перевернутом шлеме Марса, чем предотвратили затеянную было богом войны очередную силовую акцию: «к пустой голове руку не прикладывают».
Символом мира голубь считался и в древней Греции, причем, с куда большим основанием. Известия о победителях Олимпийских игр разносились по городам и весям голубиной почтой, а на время Олимпиад, как известно, в Элладе объявлялось всеобщее перемирие. Кроме того, греческие и римские лекари считали, что у голубей нет желчного пузыря, а поскольку древняя медицина причиной всякой злобы полагала именно избыток желчи, голубь автоматически признавался существом кротким и мирным.
В пользу миротворческого значения голубей можно истолковать и ветхозаветную историю о всемирном потопе. Ной трижды выпускал с ковчега по голубю в надежде на то, что птицы найдут сушу. Так вот, во второй раз гулька вернулась на судно с оливковой ветвью в «зубах», что с практической точки зрения означало наличие неподалеку некой тверди, на которой оливки могут расти, а с символической – прощение Богом людей, то есть выражение Им мирных намерений.
И какая же свадьба без фото с голубем! Фотографы всех стран давно усмотрели в этих птицах что-то очень подходящее для милых свадебных снимков, сначала большими камерами-гармошками, затем профессиональными Кодаками, позже — цифровыми.
Пыль веков с этого сомнительного символа смахнул Пабло Пикассо. В 1949 году, когда холодная война стала ОЧЕВИДНО опасной, в Париже и Праге прошел первый Всемирный конгресс сторонников мира. Эмблему для конгресса активисты попросили нарисовать именно Пикассо, и тот, не мудрствуя лукаво, с гениальной небрежностью изобразил ветхозаветную голубку с оливковой веточкой. С тех пор эта птица и утвердилась как официальный общечеловеческий символ мира, бесцеремонно свив гнездо в перевернутом шлеме современной культуры. К забавным последствиям посильного участия Пикассо в конгрессе мира можно отнести тот факт, что одна из двух главных противоборствующих сторон холодной войны, СССР, впоследствии дважды награждала художника Ленинской премией – за вклад в дело борьбы за мир.
Пик «раскрутки» символа в нашей стране пришелся на 1957 год, когда в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Тогда его участники в знак миролюбивых чаяний выпустили в воздух несколько тысяч гулек, что стало возможным благодаря специально принятому годом ранее постановлению Моссовета «О завозе и разведению в Москве голубей…». В результате поголовье пернатых паразитов в столице превысило 35 тысяч! Но в те времена и поголовье москвичей так не распирало «нерезиновую», пробок на улицах не было, установка домофона или металлических дверей не требовалась (да и не разрешила бы милиция устанавливать домофоны в квартирах). Все было проще, людей меньше, и воров-домушников, в том числе.
Константин Андреев.
Люди тоже за корм драки устраивают…