Как снимали кино во время перестройки
В далеком 1990-м году многие из нас оказались на распутье, особенно в вопросе, чем дальше деньги зарабатывать. В таком положении был и я, молодой фотограф, не без связей в соответствующих кругах. Но бывают же в жизни искушения духовного плана, причем, на первый взгляд, абсолютно незаметные и бывает как бы помощь свыше, чтобы с этими искушениями бороться, хотя и выраженная в каких-то неблаговидных поступках людей, приводящих к простому конфликту. Прошел через это и я.
А дело было так – дочь одного очень известно советского режиссера в ту пору находилась под влиянием идей оккультной изотерики. А в те времена оккультисты в СССР более менее умело маскировались под некую надстройку над христианской Церковью (такие как бы более продвинутые христиане). Именно к таковым причисляла себя и эта женщина, решившая снять диптих о Сергии Радонежском – документальный фильм и художественный.
Разумеется, денег на кино в бюджете государства никому не хватало, и откуда она нашла средства на этот проект, мне не ведомо. При этом съемки проходили в достаточно живописных и порой святых местах. К первым относится ближнее рублевское Подмосковье (Барвиха), ко вторым – Троице-Сергиевская лавра. Как водится, для съемок собрали все погибшие части нашего кинопроизводства – молодых актеров и актрис, съемочную бригаду из одесской киностудии вместе с их авто техникой, в которой в зимних условиях напрочь отсутствовало отопление. Но главное не в этом.
Режиссерша, судя по всему, очень мало платила им денег, но мотивировала это странно для нас, хоть и крещеных, но во многом приземленных, обремененных семьями людей – она говорила, что снимает не фильм-шедевр, а вечное кино, транскосмическое, которое ей заказали снять представители высшего инопланетного разума. И если мы не будем вякать и требовать денег, то нам это зачтется в будущей жизни. Признаться, до некоторой поры я находился под влиянием обаяния этой женщины, да и она постоянно меня заверяла в том, что именно со мной рассчитается достойно (в денежном выражении, разумеется).
Как получилось в итоге, не суть важно, поскольку заплатить мне достойно я ее все же заставил. Один положительный момент я для себя извлек – больше никогда не ловился на внешне кроткую манеру общения оккультистов, и вообще – перестал эту теорию рассматривать как истинную в духовном развитии. Я понимал, что кино шедевра у нее не получилось, но хоть какие это следы фильмы премьеры должны же оставлять, попадая потом в интернет. Как оказалось, ничего подобного так и не сохранилось от этого проекта. Может это и к лучшему.
Киногруппе из Одесской студии, как выяснилось позже, вообще заплатили копейки. Когда их директор попытался начать расследование, подав исковое заявление в суд, оказалось, что Мосфильм никакого отношения к съемкам этих фильмов не имел, а только сдавал свои помещения какому-то ООО*. Естественно, как только кинопроизводство было закончено, произошла смена юридического адреса, старое предприятие прекратило свое существование, новое было зарегистрировано уже в другом месте. Да и никто так и не узнал, что это было за предприятие и чем в дальнейшем занималось. Что тут поделаешь — либерализация правил коммерческой деятельности требует быть бдительным при подборе партнеров или работодателей. Не в сказке живем…