Летчик-испытатель
Это книга американского летчика, коммуниста и журналиста, погибшего при испытании бомбовоза в тридцатых годах ХХ века. Издательство собрало заметки, помещенные им в свое время в газетах. Это воспоминания о полетах, о встречах, о приключениях летчика-испытателя. Небольшие очерки, из которых состоит книга, написаны необычайно живо и ярко.
Язык Коллинса прост, легок и точен. Книга читается с неослабевающим интересом от первой строчки до последней. Полные легкого юмора и теплоты, очерки о работе летчиков перемежаются поэтическими описаниями полетов. Замечательны описания опаснейших положений в практике самого Коллинса и его товарищей.
В книге помещен необычайный документ — последняя заметка Коллинса для газеты. В этой заметке он сам описал свою гибель. За несколько дней перед тем Коллинс обедал со своим другом-журналистом и пообещал ему по возвращении написать о полете. После этого он написал сестре: «Я подумал, что, может быть, не вернусь, так как работа опасная, и тогда бедному Арчеру нечем будет заполнять свою колонку. Поэтому я, забавляясь, написал для него заметку о том, как я разбился».
Заметка называется «Я мертв». В этом «завещании» очень кратко и образно рассказывается о жизни Коллинса. Трудно представить, как можно было с такой точностью, как бы со стороны, описать свою предстоящую гибель. «Завещание» и вся книга кончаются словам: «Холодный, вибрирующий фюзеляж был последней вещью, которую ощутило мое теплое и живое тело. Протяжный рев мотора при ударе о землю превратился в страшный грохот. Это была песня моей смерти. Теперь я мертв».
Жизнь Колллинса была не менее трагична, чем его смерть. Даже при наличии смелости, таланта, блестящих данных летчика он не мог найти настоящего применения в США. Ему предложили испытывать бомбовозы. Коллинс отлично знал, как опасна эта работа. «Но, — пишет он, — я подумал о том, что жена, полуторагодовалый сын и шестимесячная дочь все еще жили на ферме тестя в Оклахоме. Я отправил их туда на лето, потому что не мог прокормить. Да и на свежем воздухе жене не потребуются услуги spa, что тоже сейчас уже серьезная экономия».
— Сколько платят? — спросил я.
— Полторы тысячи долларов, если же работа затянется больше, чем на десять дней, будем платить добавочно 35 долларов в день. Итак, если вы свободны и удачливы и если вам 21 год.
— Ладно, я свободен и удачлив, — ответил я, — но мне уже тридцать лет, как вам известно. Достаточно стар, чтобы быть умнее, но я возьму вашу работу.
Первый очерк в книге Коллинса — его автобиография, адресованная: «Тем, кого это может касаться».
Коллинс был коммунистом, идейным человеком. Он имел возможность поступить на службу к нанкинскому контрреволюционному правительству, но отклонил предложение. Вот как пишет об этом он сам:
«Я был коммунистом. Может быть, китайский воздушный флот будет использован против китайских советов. Или против СССР. Хорошо ли, что я буду там в то время, когда наши усилия создать организацию проносят плоды?» Речь идет, по-видимому, о революционной организации в которой Коллинс тогда принимал участие.
Р. Ихок.
Джимми Коллинс, изд. Даблдэй Доран и К. Нью-Йорк. 1935 г.
J. Collins, «Test Pilot». Doubleday, Doran end C. New-York.
[…] […]