ILLC

Пристойные предложения.

Хитрый автолюбитель из Братска

ВАЗ 2106, покрашенный в очень дефицитный в СССР цвет "неон".

Самый дешевый бензин был в СССР, но и самые низкие зарплаты из всех развитых государств были у советских граждан. Поэтому у нас все искали пути снижения расходов. В частности, автовладельцы, купившие себе «жигули» искали способ ездить на самом дешевом бензине АИ-76, тогда как автомобили ВАЗ работали на более дорогом АИ-93.

В Москве делали просто – с начала восьмидесятых переводили двигатели «жигулей» на АИ-76 установкой между блоком и головкой дополнительной металлической прокладки толщиной 1.2 миллиметра. Стоило удовольствие недешево (порядка 25-35 рублей), но потом можно было эксплуатировать машину на АИ-76 (который, к слову, люди скупали краденный, еще дешевле, в автохозяйствах).

Ну а в глубинке выкручивались за счет «рацух» местных «кулибиных». Опишу одну из них, которую придумал водитель автобуса из Братска. Они с товарищами перевели свои автобусы и личные авто на бензино-водяную смесь, точнее, на смесь бензина с парами воды. Летом в Братске бывает жара, не уступающая любому югу. Автобусы движутся в основном на разгонных передачах, и двигатели часто перегреваются. Его конструкция как раз для жаркой погоды. Под сиденье водителя (речь идет об автобусе ЛиАЗ-677) он поставил бачок для воды емкостью 22 литра. На выпускном коллекторе закрепил испаритель-расширитель, который сделал из масляного радиатора двигателя ЗИЛ-130. С водяным баком соединил его резиновой трубкой с краном (от стеклоочистителя ЗИЛ-130), и во всасывающий коллектор встроил тройник, к которому подвел шланг от испарителя. Вот и все устройство.

Другой проблемой советских автолюбителей с появлением “жигулей” стала локальная покраска авто, если вдруг поцарапаешь кузов об сучки или в мелком ДТП. Покраска автомобилей стоила дорого, дефицит красителей и лака, а на ВАЗ кузовы красили хорошими красителями, в магазине таких не купишь, бывало. На автосервисах на покраску были огромные очереди, и редко брали авто для локальной покраски – невыгодно это было.

Запускался двигатель без воды, для этого перекрывался кран на шланге, соединяющем водяной бак с испарителем. Когда двигатель прогрелся, открывался кран. Вода, всасываемая за счет разрежения во впускном коллекторе из бака в испаритель, нагревается теплом отработавших газов и испаряется. Водяной пар попадает во впускной коллектор и далее в камеры сгорания. Мужик клялся, что двигатель его автобуса не перегревается в любую жару, даже при раннем зажигании нет детонации. И даже возросла мощность, правда, на сколько, сказать так и не смог, приборов под рукой не оказадлось. Вместо бензина А-76 они заливали бензин А-72, при этом никаких отрицательных последствий не наблюдалось. Значительно снизилась токсичность выхлопа. Кроме того совершенно исчезает нагар с поршней и не закоксовываются поршневые кольца.

За смену расходовалось около тридцати литров воды в зависимости от режима работы, в среднем на стоянке при холостых оборотах потреблялось примерно сто граммов воды в минуту. Вот только заметной экономии топлива не произошло, но и увеличения расхода не было. Он сделал такое же приспособление на своей собственной машине ВАЗ-2103 и получил аналогичные результаты. Двигатель работал мягко, нагар с поршней удален полностью, хотя проехал всего тысячу километров. Понятно, что на легковой машине потребление воды гораздо меньше, чем на автобусе, меньше и размеры приспособления.

Позже мужики попытались в автохозяйстве перевести на смесь топлива с водяным паром дизельные двигатели автобусов. Самым важным результатом представлялось снижение токсичности выхлопа, достигнутое на карбюраторных двигателях. Это имеет сейчас большое значение для крупных городов с интенсивным движением транспорта и, конечно, для курортов юга страны. Не менее важна и возможность работы на низкосортном бензине (например, на бензине А-72 вместо А-76 или на бензине А-76 вместо АИ-93). А уменьшение нагарообразования и закоксовывания поршневых колец даст экономию эксплуатационникам и ремонтникам, так как продлится межремонтный пробег. О дальнейшей судьбе изобретения ничего неизвестно, хотя, как писал рационализатор, он проездил на этой смеси два года. Ездят ли сейчас в Братске автобусы и ВАЗы на бензиново-водяном пару, нет информации. А жаль.

А дай-ка и я черкну!