Искусство масс
Задолго до произнесения лозунга «искусство в массы» о необходимости этого продвижения мечтали все художники. И не только с меркантильной мотивацией – наоборот, к трактирщикам и богатым домовладельцам, просившим нарисовать простые бытовые или рекламные полотна, настоящие художники относились со скрытым презрением. Зато мечтали стать любимыми у простого народа, у масс – «передвижники» периодически появлялись в разные времена и до Российских активистов этого почина в середине XIX века. Но все безрезультатно.
А массы продолжали жить своей жизнью, наблюдая, как те полотна средневековых и возрожденческих мастеров постепенно становились непомерно дорогим элитным товаром. Но не сильно переживали по этому поводу. Все равно для них живопись была также недоступна, что не свидетельствовало об отсутствии вкуса у массового потребителя, тем более – не являлось признаком отсутствия у масс своих творческих потенций.
ХХ век стал переломным в этом процессе лишь на одну треть. Постепенно становилась доступной технически и финансово фотография, а во второй половине прошлого столетия – и вовсе появились простые в управлении автоматические «мыльницы». Частично был снят ореол сакральности и элитарности с самой живописи. Если в начале ХХ века изучать рисование можно было у мастера или в специальном учебном заведении, а для ознакомления с накопленным изобразительным опытом гениев приходилось посещать картинные галереи, то уже во второй половине столетия полиграфическая промышленность сделала доступным все – и недорогие учебники по рисованию, и красочные репродукции в печатных альбомах.
Но творить люди в массовых масштабах, творить свое изобразительное искусство люди пока не спешили. Они только вперемешку с фотографиями для семейных альбомов еще и пытались красиво отобразить природу, быт, своих любимых, детей и домашних животных. И хотя учиться рисовать стало проще и дешевле, чем сто лет назад, это все равно было занятием хлопотным – нужно тратить время, нужно тратить средства на материалы. Нет, это все не для массового потребителя, баловство. И все же подобное отношение было лукавством. Человек – по сути своей творец, его душа нуждается в прекрасном, но еще больше требует собственного сотворения прекрасного. И вот этот день наступил.
В нашу жизнь пришли компьютерные технологии и постепенно дошли до очень высокого уровня совершенства, и удобства для пользователей. Не могли они обойти стороной и такое направление, как графические редакторы. Интернет и цифровые камеры лишь ускорили этот процесс. Сегодня массы получили беспрецедентный за всю историю развития человечества доступ к доступным каждому инструментам изобразительного творчества. И люди начали творить активно, но то, что нужно им, каждый делает для себя то, что хочет видеть у себя дома он, индивидуум. И сегодня уже профессиональные художники черпают в интернете новые творческие идеи, внимательно изучая искусство масс.