ILLC

Пристойные предложения.

Из истории Софийского собора в Киеве

"Богоматерь Оранта". Мозаика 11 в., Киев, Софийский собор.

История крещения Киевской Руси, особенно крещения народа простого, низшего сословия свидетельствует о том, насколько трудным был этот процесс внедрения в души россичей христианской веры. В Софийском соборе в Киеве шли реставрационные работы. Метр за метром открывались все новые и новые участки древней фресковой живописи, скрытой масляной росписью более поздних веков. Вместе с реставраторами работал киевский историк Сергей Александрович Высоцкий. Он искал древние настенные надписи — граффити.

И вот первые находки. Путешественники, купцы и местные жители оставили в разных уголках собора свои «визитные карточки»: «Иван», «Дмитр», «Жизнобуд», «Иван — дьяк Давыдов». Кое-кто для пущей убедительности добавлял: «Писал Матеи», «Писал Данило», «Симеон писал». А под одним из рисунков стояла подпись: «Жадко писал хрест».

Нужно напомнить, что церковный устав запрещал это категорически. Преступление приравнивалось по своей тяжести к осквернению могил, к уничтожению на них крестов. Нарушители карались штрафом и ударами палиц. Однако это не останавливало прихожан и даже самих священнослужителей. В одном только Софийском соборе обнаружено около двухсот надписей, относящихся к XI — XIV векам. Немало здесь и различных символических и бытовых рисунков. Чья-то рука нацарапала на стене изображение коровы, а под нею: «муу, муу».

Те, кто следил за чистотой соборных стен, зачеркивали надписи. И все же некоторые автографы киевских богохульников сохранились до наших дней, вроде комментария, сделанного на фреске западной стены Михайловского придела: «Мария была злая». Это смелое суждение относилось к лику святой, изображенной с суровым лицом, плотно сдвинутыми бровями.

Любопытна надпись на южной стороне апсиды Георгиевского придела: «Хо, хо, хо, клирошанин святой богородицы!» Трудно сказать, по какому поводу некий шутник потешался над своим коллегой из церкви Богородицы десятинной — первой каменной церкви на Руси, построенной Владимиром Святославичем в честь принятия христианства, но след насмешки остался. Неподалеку еще одна надпись, повторенная дважды: «Дай козу мою!» Знатоки древней истории утверждают, что «козой» на Руси некогда называли книжный ранец. Вот какие следы истории хранят на себе стены Софии Киевской.

В.Хохлачев, Киев.
«Наука и Религия»,
№10 1984 год.

А дай-ка и я черкну!