ILLC

Пристойные предложения.

Курортная индустрия СССР и НЭП

Из журнальной рекламы Черноморских курортов. 1924 год

В двадцатых годах, когда остро встал вопрос о необходимости изыскания средств для восстановления экономики СССР, с подачи Ленина была объявлена Новая Экономическая Политика, давшая возможность оборачивать личные сбережения граждан в секторе личного свободного предпринимательства. Большевики не скрывали истинного предназначения этого послабления, противоречащего идеям революции, но на фоне общей истории довоенного периода нашей истории НЭП была относительно мягким методом «раскулачивания». Однако и в это время государство далеко не во все сферы позволило влезть частникам. Особенно это было заметно на примере организации курортного туризма.

Для привлечения средств потребителей услуг туриндустрии в СССР была создана компания «Совинтур», основной задачей которой было привлечение на отечественные курорты трафика зарубежных туристов, привозящих из Европы твердую валюту. Этот сектор рынка государство контролировало единолично и никому не позволяло влезать в этот процесс, ни в каком виде.

А для частного сектора была оставлена ниша обслуживания внутреннего курортного туризма в СССР – рубли советских граждан тоже были нужны государству. Естественно, официально рекламировались курорты, как место доступного для трудового населения отдыха. Но на деле ездить на море или источники Кавказа простые рабочие не имели возможности, не говоря уже о привязанных административно к земле крестьянах. Поэтому услугами внутренней туристической индустрии из простых граждан имели возможность только все те же «нэпманы» или руководители среднего руководящего звена. У рабочих просто не было на руках свободных средств, к тому же рабочий график производств не предполагал многодневных отпусков на производстве.

Реклама речного тура по Волге в журналах двадцатых годов

И все же внутренняя курортная туриндустрия существовала, публиковались предложения посетить пансионаты, рекламировалось и размещение курортников в частном секторе. Туристический портал рекламы всех подобных предложений был сосредоточен в издательствах «глянцевых журналов», которые в большом количестве издавались в период НЭП. Позднее, к концу двадцатых годов, когда НЭП начали «сворачивать» в СССР, внутренняя туристическая индустрия полностью перешла в систему государственного регулирования посредством структуры «Совинтур», хотя к иностранному туризму никакого отношения не имела.

А дай-ка и я черкну!