ILLC

Пристойные предложения.

Планетарий, как инструмент атеистической пропаганды

Экскурсия в музее Авиации и космонавтики города Ижевска. Лекцию проводит учащийся школы №62 И. Мифтахутдинов. "Наука и религия", октябрь 1984 год.

Официально работа планетариев в СССР не входила в систему атеистической пропаганды, но негласно идеологический отдел ЦК КПСС возлагал на них обязанности включения атеистических тезисов в научно-познавательные программы. А человек ведь устроен не по Марксу, а по Богу – следовательно, не дают ему в молитве Творца призывать, он подсознательно начинает использовать для этого любые подручные средства – ездит на Алтай с фотоаппаратом и кинокамерой, ищет признаки существования невидимых сил.

И так сложилось, что при советских планетариях нередко устраивались работать отнюдь не только научные сотрудники, но и люди, одержимые поиском невидимого в космосе – все смотрели в звездное небо, и что-то там искали. Естественно, чтобы не выдавать себя явно, коллективы планетариев забивали “для галочки” свои лекционные планы темами о достижениях народного хозяйства, прочей ерундой, ничего общего с изучением космоса не имеющей. В итоге происходила неосознанная “диверсия” – планетарии не справлялись с задачей демонстрации того, что “Гагарин в космос летал, Бога там не видал”.

Некоторым особо продвинутым журналистам это было заметно, и они выступали с критикой работы планетариев в советских СМИ. Вот что возмущенно писал в журнале “Наука и религия” в середине восьмидесятых специальный корреспондент журнала Л. Чульский.

Как-то в ответ на вопрос, что такое планетарий, мне довелось услышать: «Планетарий — это церковь, в которой сняли иконы и повесили портреты Коперника и Циолковского». В этом шутливом определении есть доля правды. Действительно, многие планетарии находятся в помещениях бывших церквей, внутренний их купол удобен для показа небесной сферы. И все-таки, что же такое планетарий? Энциклопедический словарь определяет его как «научно-просветительное учреждение, в котором читаются популярные лекции по астрономии, космонавтике и наукам о Земле, сопровождаемые демонстрацией искусственного звездного неба».

Я ознакомился с работой планетариев в городах Ижевске, Йошкар-Оле, Кирове. Проблемы, существующие в каждом из них, в общем сходны. Не исключено, что они типичны и для других планетариев. Возьмем, к примеру, лекции. Большинство соответствует научному профилю учреждений, однако есть и такие, что вызывают некоторое недоумение. В Кировском планетарии — это «Красная книга природы», «Человек в поисках анергии», «Загадки дельфинов», «Наши знатные земляки», в Йошкар-Олинском — «Изотопы в народном хозяйстве», «Основы голографии», «Цена нашего хлеба» и даже «Использование вычислительной техники в народном хозяйстве».

Надо уж очень произвольно толковать слова «науки о Земле», чтобы отнести подобные темы к специфике планетариев. Много лекций читают выездные бригады, лекторы в школах, клубах, домах культуры. Это хорошо. Но о каком «сопровождении демонстрацией искусственного звездного неба» может идти речь в этих случаях! Если применяют здесь диапозитивы или узкопленочную киноаппаратуру, то подобную задачу успешно выполняют научно-популярные фильмы.

Л. Чульский, специальный корреспондент журнала “Наука и религия”, октябрь 1984 год.

А дай-ка и я черкну!