ILLC

Пристойные предложения.

Школа сельских фотокорреспондентов в Советской России

Избы затопили. Сергей Красинский. 1926 год

Недавно мы уже поднимали тему о том, как ошиблись большевики, стремясь массово просветить население государства. Понятно, что эта работа велась под строгим надзором органов идеологической цензуры и контроля. Но, видимо, у развитого интеллекта такие свойства — по мере расширения сознания (которое и является прямым следствием образования) начинает снижаться зависимость гражданина от органов власти — внутренняя зависимость. Сегодня продолжим эту тему и расскажем о развитии большевиками сети фотокорреспондентов на селе.

Для активной идеолгической обработки сознания крестьян большевики издавали огромное количество газет и журналов, ориентированных непосредственно на сельскую аудиторию. Но катострофически не хватало свежих иллюстраций — фотографов не хватало даже в городах. И тогда была принята специальная программа по развитию школы фотокорреспондентов среди самих крестьян. Вот как эту тему освещали в журнале «Советское фото» за 1926 год.

РЕДАКЦИЯ „Крестьянской Газеты», группируя вокруг себя 12 иллюстрированных деревенских журналов, приступила два года тому назад к организации сети деревенских фото-корреспондентов.
Очень трудно было находить деревенского фотографа или любителя, который снабдил бы редакцию нужной продукцией. Пришлось прибегнуть к помощи изб-читален, школ, кооперативов, обществ взаимопомощи, чтобы они помогли выудить, найти этого нового, нужного работника печати.
Сгруппировав основное ядро, редакция повела инструкторскую работу среди фото-коров. Ежемесячно, а иногда и чаще рассылались инструкции деревенским фото-корам о том, какие темы нужны, как подойти к работе, а также и технические указания. Кроме специальных инструкций, в издаваемых „Крестьянской Газетой» журналах „Селькор» и „Изба-Читальня» печатались беседы с фото-корами на интересующие их темы.
Таким образом удалось популяризировать нашу работу в деревне, и теперь имеется разветвленная сеть деревенских фото-корреспондентов по всему Союзу. Особенно ценны для нас фото-коры окраинной деревни: они присылают оригинальные снимки из жизни и быта угнетенных в прошлом народов, в которых ясно показано, как растет окраинная деревня в условиях советской жизни.
Всего деревенских фото-корреспондентов насчитывается около 200, из них больше половины — активных, принимающих деятельное участие в строительстве нашей крестьянской печати.

Помимо работавших с сельскими фотокорреспондентами инструкторов, высылаемой в больших количествах литературы по технике фотодела, их еще и обеспечивали необходимой техникой и материалами. При этом, понимая, что у крестьянина денег в ту пору особо не водилось лишних, возлагали оплату на местные партячейки, колхозы и другие шефствующие хозяйственные организации.

Для выявления наиболее одаренных фотографов в крестьянской среде регулярно устраивали конкурсы на лучшую фотозарисовку о жизни села, колхоза.

Первая сельская фото-выставка краеведческого характера была, устроена летом текущего года в селе Никольском (близ ст. Саблино, Октябрьской ж. д., Ленинградского уезда) в избе-читальне под названием „Светопись на службе изучения современной деревни—село Никольское в фотографиях». Все снимки были выполнены ленинградским краеведом, преподавателем географии А. А. Беликовым. Им же была организованая и самая выставка, положительно отмеченная московской и ленинградской прессой.

В организованные в каждом селе клубы регулярно привозили кинофильмы, причем, не только художественные, но и документальные научно-популярные. Каждый киносеанс с фильмом на любую тему был для жителей деревень настоящим праздником. После демонстрации кинофильма молодежь традиционно устраивала танцы.

А дай-ка и я черкну!