ILLC

Пристойные предложения.

Сказание про разбойника Колоду

Сибирская тайга

Что бы там ни говорили о необходимости всестороннего развития личности, как бы ни усовершенствовали школьные программы, а дома в быту дети впитывают больше то, что смотрят по телевизору, в интернете, и то, о чем просто разговаривают родители. И даже если ребенок учится в пансионе с частым отрывом от домашней обстановки, попадает в родительский кров, он включается совсем в другую жизнь.

Но, становясь взрослее, наши дети сами активно включаются в бытовое общение, пытаются с родителями поделиться тому, что почерпнули вне дома. Школа пансион в Подмосковье формирует программу обучения на взвешенном синтезе лучшего из истории народов, мировой культуры. Ученикам таких заведений всегда есть, чем приятно удивить своих родителей в выходные дни. Современные дети учатся воспринимать социум гибче, но «герои нашего времени» в сознании людей все такие же противоречивые, что и сто с лишним лет назад.

Каким же был герой конца XIX века в представлении простых сибирских мужиков. Об этом можно прочесть небольшой отрывок полудокументального произведения.

Сказание о благородном разбойнике Колоде.

— А что ж Васька-то давеча говорил, будто Дед его зверя за уши домой приволок? — спросил Клим. — Соврал, значит?

— Должно, что соврал, — нерешительно сказал Дмитрий, — а только это правда, что дед его сильный был человек, я от стариков слыхал, как он у четырех человек двести рублей отбил. Это было еще по обязательному, когда дед Васьки, Колода, некоторое время находился в бегах. Вез это, значит, крестьянин с рудника 200 руб. Узнали о том наши, и трое из них сговорились отнять у него эти деньги; выехали на дорогу, и ждут его. Видят, наконец, едет мужик, «стой, — кричат, — давай деньги». Мужик отвечает, что денег у него нет. Тогда один возьми, да и назовись Колодой. Как услыхал это мужик, сейчас и отдал деньги. Отпустили его, едет дальше. Только вдруг из леса настоящий Колода выходит, и тоже пристает к мужику, чтобы, значит, деньги отдал. Мужик и говорить ему, что «деньги, дескать, были, да Колода отнял». — «Как Колода? Какой Колода?» Ну, тут, разумеется, все и объяснилось. Рассказал ему мужик, на какой дороге наших встретил, и куда они пошли, и в чем одеты были; Колода повернул коня и был таков, конь его не конь, а бес был, живо наших догнал. «Так-то вы, — закричал на них Колода, — людей моим именем грабите! Подавайте сейчас назад деньги». Наши перепугались, и спорить не стали: отдали. И как бы вы думали, братцы мои, что сделал Колода? Догнал это он опять мужика, и отдал ему половину. «Знай, — говорить, — что Колода никогда всего не отымает, и людей не зорит».

— Да, важный был мужик! — сочувственно отозвался Перфил. — Я слышал, что когда он строил себе дом в руднике, так один таскал на себе восьмивершковые бревна.

Один, но меткий камент на “Сказание про разбойника Колоду”

  1. 1

    Гм.
    Поучительная какая история для понимания образа справедливости в Сибири.
    Справедливость же вижу в том, что Колода этот один таскал восьмивершковые брёвна.

А дай-ка и я черкну!