Свисток на палочке
Весной 2008 года ГИБДД Новосибирской области оштрафовала на сто рублей местного реставратора военной техники Вячеслава Веревочкина «за перевозку людей вне кабины» на двух немецких танках времен Великой Отечественной войны. Н-да… Более подходящего начала для рассказе о родной ГИБДД я, представьте, не нашел. Сейчас «ребята» с полосатыми жезлами и свистками встречаются простым мирным жителям на улицах города куда чаще представителей всех прочих подразделений МВД вместе взятых, а ведь до 1936 года безопасностью движения в нашей стране вообще никто не занимался!
Поскольку генеалогические дореволюционные корни почти всех ветвей правоохранного древа прослежены мною в предыдущей части очерка, а у автоинспекции таковых просто нет (дорожное движение в царской России было безопасно само по себе, без вспомоществования специальных сил и радений писаных законов), получается, я у ГАИ в долгу, и начать следует все же с истории.
Третьего июля 1936 года Совет народных комиссаров СССР утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, а также разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учет. Нельзя утверждать, что до 36-го года на дорогах Родины творилось полное беззаконие. В составе милиции существовал ОРУД – отдел регулирования уличного движения. Вот, собственно, орудовцы и обеспечивали пресловутую безопасность, преимущественно – на оживленных перекрестках. При этом регулированием движения их полномочия и исчерпывались.
Парадоксально, но после образования ГАИ орудовцы в состав новой организации «автоматом» не вошли, так и просуществовали ОРУДом до начала 50-х. Гаишники, в свою очередь, до этого же времени не порывались регулировать движение. Лишь к 1940 году ГАИ систематизировала и привела к одному документу Правила дорожного движения, разработала единый для всей страны образец водительского удостоверения, правила учета и техосмотра транспортных средств. На ГАИ возлагалась функция организации дорожного движения, обоснование установки знаков и нанесения разметки, контроль за техническим состоянием улиц и дорог.
В годы Великой Отечественной сотрудники ГАИ были заняты, прежде всего, мобилизацией автотранспорта. Современный структурный вид Госавтоинспекция приобрела в конце 60-х — начале 70-х годов с появлением новых, массовых моделей легковых автомобилей. Именно тогда ДПС (дорожно-патрульная служба) стала отдельным подразделением ГАИ. Кстати, молодцы с полосатыми жезлами и свистками, а если не повезет, то и со скромно укрытым радаром – это представители именно и только ДПС. ГИБДД – организация обширная, охватывающая практически все сферы жизни пользователей дорог и тротуаров. В ведении этой конторы и техосмотр, и выдача номеров, и на водительские права не сдать, минуя регистрационно-экзаменационное подразделение ГИБДД.
Между прочим, согласно Приказа МВД РФ № 627-2002, сокращение «ГАИ» вновь можно использовать ОФИЦИАЛЬНО, наряду с неуклюжим ГИБДД.
Вот, собственно, и всё.
Константин Андреев.