ILLC

Пристойные предложения.

Религия и суеверие в древнем строительстве

Модели жилищ жителей эпохи неолита.

Прежде чем продолжить исследование вопроса о мистических составляющих строительства древних народов, следует пояснить некоторые различия в понятиях. Религия, как значимая часть жизни людей является совокупностью форм исповедания Бога Творца. Главным назначением религии является восстановление утраченной некогда вследствие грехопадения связи человека с Богом. В разных религиях различны обряды, традиции и символы, есть и содержащие мистическую составляющую элементы, но это не является манией по сути, ибо всякая магия подразумевает заведомую эксплуатацию связи с Богом в земных целях. Безусловно, нередко в некоторых народах именно в магическое использование религии опускались даже религиозные служители (жрецы). Между магией и религией есть одно важное кардинальное различие – цель одного и другого (она объяснена выше).

Суеверием же является магическое исповедание часто нерелигиозных символов уже на профаном народном уровне, то есть, это уже мистические верование в магическое действие тех или иных предметов и явлений людей, которые сами по себе не являются носителями религиозного культа, не владеющие знанием обряда – и по форме, и по назначению, или знающие на уровне прихожан, не священнослужителей, не жрецов. И именно это различие в понятиях наблюдалось в делах древних зодчих, возводивших дома, мосты или иные сооружения.

И не только строительство, но и ремонт домов часто сопровождался магическими ритуалами. Вот описание одного из них Лиона Фейхтвангера: «На стенах появляются маленькие красноватые и зеленоватые углубления. Порой дело доходит до того, что дом приходится ломать. Иногда помогает священник, но церемония эта очень сложная. Священник приказывает выломать заболевшие камни, затем берет двух птиц, кусок кедрового дерева, червленую шерсть и иссоп. Кровью одной из птиц он должен окропить дом семь раз, а другую птицу выпустить на свободу в открытом поле, за городом и тем умилостивить божество. Тогда считается, что благодаря этой жертве дом очищен». В этом ритуале есть, кстати, и технически правильные меры — «выломать заболевшие камни». Но, по сути, все действия содержат именно элементы магии (кроме физической замены камней, разумеется).

И по этой причине нередко одни и те же приметы и магические действа, связанные со строительством, у разных народов имели прямо противоположное значение. Так, в средневековой Италии и во Фландрии XVIII века сооружение мостов, как и возведение соборов, считалось делом богоугодным и служило основанием для получения индульгенции — отпущения грехов. А в Испании в строительстве такого сложного сооружения, как мост, предполагалось соучастие дьявола. За свою помощь он «требовал» жертвы, каковой оказывалось первое же живое существо, ступившее на мост, — оно могло погибнуть. Хитроумные испанцы вначале прогоняли по новому мосту черную кошку. Тем не менее, при переходе через него они — на всякий случай — обязательно произносили молитву или заклинание. Очевидно, определенную роль тут по-прежнему играла неуверенность в прочности сооружения. И здесь мы видим, элементы низшей профанной магии на уровне суеверия.

Жертвы «строительным» духам приносили и в других странах. В Германии в новую постройку бросали убитую собаку или петуха, а иногда даже лошадь. При этом нередко забывали главное – соблюсти жилище таким образом, чтобы верно выбрать место для святилища (на Руси – «красный угол» с иконами и лампадкой). А все петухи или собаки, тем более, мертвые — суть суеверие, хотя и сегодня на крышах многих домов красуется деревянная голова коня. Считается, что и петух на башнях реформатских церквей первоначально символизировал жертву, приносимую для успешного завершения постройки. А известное всем название гребня крыши деревенских домов — конек происходит от изображения лошади. В северных русских деревнях этот конек легко угадывается в выступающем вперед конусе выдолбленного снизу бревна, прикрывающего стык обоих скатов крыши. Издавна такой конек, ставший чисто архитектурным украшением, был предметом гордости хозяев и творческого соревнования строителей: у кого он красивее, у того изба лучше и мастер искуснее.

7 комментариев на “Религия и суеверие в древнем строительстве”

  1. 1

    […] в виде пирамид в Египте также были построены с учетом магических символов древности. Возводимое строение всегда обращали […]

  2. 2
    Ruthenia says:

    В разных религиях различны обряды, традиции и символы, есть и содержащие мистическую составляющую элементы, но это не является манией по сути, ибо…

    ..»манией».. :) да-да, именно, манией и являются все театрализованные действия религиозных деятелей.
    А у вас горизонт завален (с)

    Существует градация, так сказать иерархия, в сферах мистики.
    Не буду расписывать подробно, но предметами, пассами и словами-заклинаниями, использованием всевозможной символики осуществляли свои действия нижние категории: колдуны, шаманы, ведьмы и тому подобные практики.
    Верх иерархии занимают Маги, которым не нужно всё выше перечисленное, творят мыслью, а чаще мыслеобразами. На бытовом уровне по просьбам и «трудящихся», и светскую власть имеющих не применяют свои знания и способности, за редким исключением (зная расплату, жертвуя собой — временной или окончательной потерей способностей).
    Читая ваш пост, пришло на ум сравнение. Как если бы я написала что-нибудь типа «Пейджер использовался для создания системных софтов». Звучит чушью? Также звучит и ваше «Главным назначением религии является восстановление утраченной некогда вследствие грехопадения связи человека с Богом.» (с)

    Религия на самом деле является переходным явлением между колдовством и Магией :)
    И как любой переходный процесс имеет в себе немного того, от чего переходит, и того, к чему приходит.. и в то же время для самосохранения отвергает сути и натуралистического ведьминства (взаимодействие с природными силами-сущностями), и высокоорганизованной Магии (сотворчество, боготворчество).

    • 2.1
      shimus says:

      На самом деле — это Ваше личное представление о том, что есть религия. Я же здесь привел определения, отделяющие религию от магии и суеверия, на которой сходятся специалисты по истории религий, в том числе, и светские специалисты.
      Я всего лишь согласен с этой формулировкой градаций.

  3. 3
    Ruthenia says:

    Вот хотела привести цитату от любимого моего Эверетта «Я не спорю». Но передумала, ибо горизонт конкретно завален..:)
    А мнения специалистов.. Да, таких мнений масса, в «Что такое религия и в чём сущность её?» авторства Льва Толстого приведено множество высказываний на сей счёт. Но ведь это именно и есть то самосохранение собственных идей и представлений..
    И по сути этимологии слова Религия (religio) я бы оставила спорящими tet-a-tet Цицерона (relegere) и блаженного Августина (reeligere).. и пейджер как базу создания системного софта..:)

    Подумав немного. А какое у меня представление о религии? Как о переходном явлении между колдовством и магией? Да. Подтверждаю такое своё собственное мнение, основанное на личном опыте.

    Избавится от обрядности религия, перейдёт на более высокий уровень.. связи с Богом, если вам так понятней. А там и до Магии-боготворчества недалёко уже.

    • 3.1
      shimus says:

      А там и до Магии-боготворчества недалёко уже.

      верно — заправлены в планшеты космические карты…. на пыльных тропинках далеких планет…
      останутся наши следы….

  4. 4
    Ruthenia says:

    И этак плавно перешли на уровень языческих верований с применением предметности..:)

  5. 5

    […] символы у различных народов древности позднее эпохи неолита постепенно становятся различными. Однако не сразу […]

А дай-ка и я черкну!