ILLC

Пристойные предложения.

Причина различия магических символов у древних

Модели построек эпохи мегалита.

Магические символы у различных народов древности позднее эпохи неолита постепенно становятся различными. Однако не сразу религия стала магией, изначально лишь разделились священные символы, и в некоторых народах постепенно начали поклоняться самим символам, а не тому, о чем они призваны были напоминать – о Боге. Жители Балкан, например, для ритуальных действий лепили из глины и обжигали модели домиков. Постройка жилья предполагала три цикла священнодействия.

Во время первого освящалась земля и закладка дома (при этом под угол фундамента укладывали конскую голову или иной предмет, имеющий мистическое значение). Второй цикл обрядов требовался в тот ответственный период, когда уже были полностью выведены стены. Третий, заключительный цикл наступал к моменту сооружения кровли, когда дом был готов. Каждый цикл обрядов (иначе говоря, каждая стадия стройки) сопровождался обильным угощением. Некоторые из ритуальных моделей домиков венчала голова животного — барана, быка (которые еще с эпохи палеолита были символами Бога). Женщина в древние времена почиталась не только как мать детей и домработница, с женским образом в религиозном веровании людей всегда ассоциировалась земля, причем, во всех ипостасях – как родительница пищи земной, и как родительница умерших людей в жизнь вечную. Поэтому создаваемые во времена мегалита гробницы, если смотреть с высоты птичьего полета, были похожи на беременную женщину.

Позднее стали делать уже не трехмерные, объемные модели домов, а двухмерные: на глиняной пластинке процарапывали, вычерчивали их схему. При этом на обратной стороне пластины изображали самую начальную стадию домостроительной обрядности; на земле или на полу дома рисовали змей, вернее, ужей — покровителей жилища. У домостроителей тех мест существовал культ ужей — «господариков», которые защитят будущее жилище от напастей. У Других народов такими покровителями могли быть самые различные животные и насекомые. Так, у якутов бытовала примета, что хозяин юрты, построенной вблизи муравейников, будет жить в благоденствии. Так называемые языческие периоды религиозного поклонения в каждом народе обычно продолжались недолго, ибо главный ревнитель людей Бог, видя губительное уклонение, направлял в народы своих вестников, пророков, которые вносили нужные поправки в искаженное верование людей.

Наравне с чисто религиозными верованиями существовали и народные суеверия, которые жили в культуре иногда параллельно с главным священным религиозным культом. Эти суеверия не являлись магией и потому не сильно противоречили почитанию Бога. В Киевской, Черниговской, Минской, Могилевской, Полтавской губерниях существовали свои правила закладки дома. После того как место для него было размечено, выложен первый венец, выкопаны ямы для столбов, работу приостанавливали — следовало узнать, счастливое ли это место. В выкопанные ямы хозяин высыпал рожь, клал на ночь по «целушке» хлеба, ставил по стаканчику воды. Если хлеб и вода к утру оставались в неприкосновенности, это было хорошим предзнаменованием, если оказывались опрокинутыми — следовало немедленно обращаться к ворожее. Не исключено, что таким образом проверяли, нет ли в почве, близко к поверхности воды: там дом действительно лучше не ставить. Появление волхвов и ворожей считалось признаком того, что народ снова увлекался магическим использованием религии.

При постройке амбара крестьяне выясняли: занято ли это место «нечистой силой». На ночь в четырех углах избранного места клали по краюшке хлеба и горсточке ржи. Уцелели они до утра — значит черта здесь нет. В этом также крылась практическая цель: сохранились хлеб и рожь — мыши тут не водятся. В прошлом веке белорусский хозяин при сооружении избы для семьи сына должен был освятить землю, на которой предполагалось ее строить. Он чертил на земле квадрат размером с будущий дом, затем делил его на четыре небольших квадрата. После этого хозяин будущей избы отправлялся «на все четыре стороны» и приносил с четырех полей по большому камню. Их укладывали в центре каждого малого квадрата. Таким образом, землю освящали. По существу же, действия человека представляли своеобразную разметку участка под строительство. Сегодня подобным образом поступают геодезисты, вбивающие в нужных местах специальные колышки с пометками.

2 ответов на “Причина различия магических символов у древних”

  1. 1

    […] прикрывающего стык обоих скатов крыши. Издавна такой конек, ставший чисто архитектурным украшением, был […]

  2. 2

    […] дом построен, его нужно было охранить от всего дурного. Для этого […]

А дай-ка и я черкну!