ILLC

Пристойные предложения.

Немагические символы древних жилищ

Современная стилизация боевого топора эпохи неолита, сделанная из современных материалов.

Когда дом построен, его нужно было охранить от всего дурного. Для этого верующий еврей прибивал к косяку двери текст со специальной молитвой-заклинанией (мезузе); она оберегала дом от нечистой силы и злых чар. Инки, стряхнув пыль со своих одежд и войдя в дом, проводили руками по голове, лицу, телу, как бы совершая омовение, чтобы изгнать всякую нечисть. На русском Севере на избах изображали гусей; считалось, что эти птицы уберегут хозяев от бед. В Бирме и Китае на крыши домов водружали хвост желтой коровы, во Вьетнаме — рога буйволов. Рога быков и оленей красовались на домусульманских святилищах ингушей. Таджики и туркмены священными считали рога горного барана или козла — их также укрепляли на крышах домов.

Были и текстовые заклинания у славян после крещения Руси. Долгое время исследователи истории развития религиозных идей человечества считали все это признаками магии, что не соответствовало истине. Современные исследователи пришли к выводу, что до эпохи позднего мегалита, до появления первых государств магия не была распространена у народов вовсе. Все эти символы — молитвы, рога крупных быков или оленей, омовение рук и тому подобное — все это было лишь актом исповедания поклонения законам Бога на земле, о которых древние люди знали гораздо больше современных поколений.

В целом ценность дома была для жителей древности очень высокой. Пройдёт ещё много времени, пока кому-то придёт в голову, что дома шатры и тенты можно сдавать в аренду, а временные сооружения современного мира позволят в кратчайшие сроки развернуть летнее кафе, создать пространство для праздника — свадьбы, юбилея и т. д.

И почитание рогов, обладавших охранительным свойством, восходит к очень глубокой древности. На среднеазиатской стоянке Тешик-Таш вокруг погребения неандертальца нашли рога горного козла, уложенные по определенному плану. Раскопки палеолитических землянок в Костенках на Дону и Авдееве под Курском, показали: в те времена на кровле жилища водружали череп мускусного овцебыка. Следует обратить внимание на то, что нигде в охранители не использовались иные животные, а только крупные рогатые парнокопытные. Верхоянские якуты при новоселье брызгали на стены юрты молоком, приговаривая: «Будь, мой дом, счастливым» – и это также не было признаком магии. Молоко самки во все времена считалось веществом, которое от сотворения мира является оберегающей материнской защиты матери-земли. Тувинцы брызгали на решетки юрты молоком при первой весенней грозе. Шорцы и качинцы вешали на улице около двери своего дома лапу медведя с когтями — для защиты входа от злых духов.

Особая мистическая сила признавалась и за металлами. Железо в воображении людей представало как символ крепости, поэтому кусок его закапывали под порогом, чтобы предохранить хозяев от «дурного глаза» и болезней. При этом полагалось произносить заклинание: «Дай, господи… здоровья на многие годы, чтоб ничто им не вредило, как не вредит этому железу, чтоб здоровы были, как это железо, люди, которые через него будут переступать». Жители современной Германии до сих пор закапывают металлический топор на месте строительства дома. И это не магия, это подсознательная память о силе Бога, крепкой и нерушимой, как железо. И топор раньше закапывался вовсе не магический, и не рабочий – всегда под дом клался именно боевой топор древних людей – тот, с которым они ходили именно сражаться, а не на охоту или деревья рубить.

Другим значимым символом был огонь — как единственная субстанция, преодолевающая силу тяготения и возносящаяся к небу, к Богу. Над огнем молились, вознося их к Богу, в огне кремировали останки родственников, вознося их души к Богу. Поэтому очаг в жилищах древних всегда был и святилищем, и местом приготовления пищи, ибо именно в огонь бросались жертвенные куски еды для вознесения жертвы к Богу. Еще в начале нашего века во многих районах России существовал давний обычай при постройке нового дома торжественно переносить в него из старого жилища огонь, Люди считали, что вместе с ним они переносят свое святилище. Вообще сохранение очага было предметом особых забот. Похищение угольков и печин (кусков вывалившегося из печи камня) представлялось действием, чреватым для хозяев крайне неприятными последствиями. Точно так же, как и тайное перебрасывание этих предметов или домашнего мусора на чужой двор.

Не выметать мусор из избы также было принято в рамках верования в Бога. Весь мусор из дома обычно сжигался в очаге (или печи). Особенно трепетно относились к частицам дома, которые становились ненужными после ремонта – сама уборка после ремонта уже была священнодействием, во время которого все устаревшее и демонтированное сжигалось, как бы возвращалось к Богу, давшему комфорт и безопасность прежнего состояния жилища. Обратите внимание – древние люди не были дикими, они были очень даже знающими принципы мироздания жителями Земли. Они точно знали, что именно Бог дает людям все блага и помощь в жизни бренной земной. И поэтому ко всему, чем они владели, они относились со священным трепетом, и за ненадобностью не забывали возвращать все Богу. Именно по этой причине никогда не выкидывали на улицу ни мусор из дома, ни, тем более, части жилища после ремонта.

2 ответов на “Немагические символы древних жилищ”

  1. 1

    […] в центре каждого малого квадрата. Таким образом, землю освящали. По существу же, действия человека представляли […]

  2. 2

    […] просвещения активно публиковали свои представления о быте и религии древних людей, большинство из них заведомо лукавили, […]

А дай-ка и я черкну!