Как строили правильные школы на селе (часть 1)
Основная задача школы — воспитать в здоровых условиях одновременно большое число детей. Для этого, прежде всего надо иметь хорошее школьное помещение, отвечающее всем требованиям гигиены. Вследствие бедности крестьян в двадцатых годах многие сельские школы к началу первой пятилетки еще ютились в старых плохо проветриваемых, неблагоустроенных бывших церковно-приходских зданиях. По мере развития промышленности и улучшения всего народного хозяйства начинали строить новые школы и должным образом ремонтировали старые.
Учитель обязан был использовать все возможности к переустройству школы, убеждать местные организации в необходимости хорошо приспособленного и оборудованного школьного здания и в случае постройки новых школ активно участвовать в обсуждении плана и проведении его в жизнь, наравне с врачом и архитектором. Нужно отметить, что в те годы еще существовали частные строительные бригады, которым для строительства в городе обязательно требовалась строительная лицензия. А вот для строительства деренских изб она была необязательна. Другое дело, когда вопрос касался государственных учреждений на селе – школы относились именно к таким, и строить школы могли только строители с лицензией.
Выбор места для школы.
Для продуктивной работы школы, для ее санитарного благоустройства первостепенное значение имел выбор места для школьного здания. Школьное помещение должно быть расположено по возможности дальше от болот, прудов и стоячих вод, так как в этих низких местах легко заводится сырость; здесь чаще всего болеют люди лихорадкой и другими болезнями. Школа должна быть расположена на открытом, возвышенном, сухом месте — по возможности все здание должно быть доступно солнечным лучам.
Помимо того, что хорошее освещение школы уберегает детей при занятиях от заболеваний глаз, от близорукости, солнечные лучи имеют еще другое важное значение — они убивают бактерии. А в школе при большом скоплении детей надо всегда об этом особенно заботиться. Солнце и чистый воздух детям нужнее всего для правильного развития и роста. Поэтому при выборе места для школы всегда заботились не только о том, чтобы окна школьного здания выходили на солнечную сторону, но также и о том, чтобы по близости не было высоких деревьев, или каких-нибудь больших зданий, которые загораживали бы свет.
Нежелательное соседство для школы.
Школа должна иметь во многих отношениях подходящее соседство. Избегали постройки школы на шумных, пыльных улицах, рядом с рынками, железно дорожными станциями и фабриками, так как шум и грохот мешали занятиям, а пыль, дым и газы, выделяемые фабричными трубами, заставляли тщательно закрывать окна в школе, в то время как по возможности всегда, за исключением только очень холодной погоды, окна необходимо было держать открытыми. Ведь никакой принудительной вентиляции в советской деревне никогда не существовало. По вполне понятным причинам нежелательно было близкое соседство с хлевами, навозными кучами, пивными, винными лавками.
Распределение школьных помещений.
Благоустроенная сельская школа должна была иметь следующие обязательные помещения: 1) классная комната, 2) раздевалка для детей, отдельно от классной комнаты, 3) комната отдыха, в которой дети в холодную погоду проводят час отдыха и завтрака, в то время, как классная комната проветривается широко открытыми окнами, 4) площадка для игр и физкультуры. 5) хороший колодец, 6) удобное, светлое и теплое зимой отхожее место. В крайнем случае, можно раздевалку и комнату отдыха соединить в одном помещении, хотя этого старались избегать. В школах дополнительно устраивали отдельно оборудованные по заданиям учителя помещения для специальных учебных целей, как например, физический кабинет, школьный сад, огород.
[…] и кухней. Большое значение для продуктивной работы школы имеет достаточная площадь классной комнаты. Если в […]