ILLC

Пристойные предложения.

Как строили правильные школы на селе (часть 2)

Крестьянские дети читают журналы. 1927 год.

К школе же пристраивалась квартира учителя с отдельным выходом и кухней. Большое значение для продуктивной работы школы имеет достаточная площадь классной комнаты. Если в маленькой комнате собирается много людей, становится душно, работоспособность у людей в таких условиях резко понижается. Нормы площади были такими, чтобы в помещении, где учатся дети при хорошем проветривании можно сохранить воздух не особенно плохим, если на каждого ученика будет приходиться по 2—2 ? квадратного аршина пола в классе при высоте его не менее 4 ? аршин.

Другими словами, на 50 учеников потребовалась классная комната не менее 100—125 квадратных аршин, то есть, в 12 аршин длины и 8—10 аршин ширины. В хорошую погоду проводили занятия при открытых окнах, в холодные же дни необходимо было хорошо проветривать класс Для этого оставляли в классе хотя бы одно окно не замазанным на зиму — конечно, с плотной рамой и отворяли его до и после уроков и во время всех перемен.

Какие делали стены.

Стены в классах делали гладкие, штукатуренные, чтобы в трещинах не оседала пыль, а также не заводились бытовые насекомые. Обоями стены в деревенских школах не оклеивали — из-за дефицита бумаги и клея, а также из-за невозможности поддерживать стабильную влажность в помещении. По причинам экономии не красили стены и масляной краской. Второй причиной было то, что в деревне школы строили из бревен — окраска стен масляной краской нарушала естественные преимущества древесины перед кирпичом или бетоном для микровентиляции. Поэтому штукатуренные стены просто белили клеевой краской и покрывать масляной краской только снизу полосой в рост человека, то есть там, где стены пачкались сильнее всего.

Освещение классных комнат.

В школе детям приходится все время напрягать зрение. Глаза у них нередко утомляются, вследствие чего зрение портится, развивается близорукость. Для предохранения от этого необходимо, чтобы столы, за которыми ученики занимаются, были хорошо освещены, а сами они сидели бы за ними правильно и удобно. За соблюдением норм освещения комиссия по строительству следила строго. Класс считался достаточно освещенным только тогда, когда площадь (просвет) всех окон в классе была менее площади его пола в 6 раз, то есть, когда в комнате в 12 аршин длины и 8 аршин ширины ставили не менее 3 окон по 3 аршина высоты и в 1 ? аршина ширины. При такой величине окон в отношении к полу класс был хорошо освещен лишь в том случае, если перед окнами не росло высоких деревьев или больших зданий, которые загораживают свет. Естественно, учитывались средние погодные условия, а не хмурые короткие зимние дни.

Чтобы сохранить в классе возможно больше света, стены старались красить в светлые тона. Для усиления отражения света внизу окон ставили широкие белые подоконники. Естественно, при расстановке парт и столов руководствовались главным правилом — свет должен падать на парту слева. Все эти нормативы были взяты не «с потолка», они существовали и до революции, как для организации учреждений, так и школьных помещений. Для ремонта и строительства государственных учреждений, в том числе, и школ, комиссия всегда объявляла тендер среди городских строительных бригад, имеющих официальную лицензию. Местных крестьян подключали к работам ради экономии выделяемых средств, но только в качестве подсобных чернорабочих.

Один, но меткий камент на “Как строили правильные школы на селе (часть 2)”

  1. 1

    […] сельская школа должна была иметь следующие обязательные помещения: 1) […]

А дай-ка и я черкну!